На главную страницу

Из Москвы в Донбасс на автомобиле. Как лучше?

Эта статья продолжает серию по оптимизации маршрутов. Мы обсудим, как лучше из Москвы проехать в Донбасс, для определенности – от моего дома в Люберцах до моего же дома в Краматорске, так же будем измерять и расстояния. Описывать дорогу будем от Москвы. Найти дорогу и подсчитать расстояние нам поможет навигационная программа iGo 8.3.2 (для которой наконец-то подробно нарисована Белгородская область), c начала 2009 года исправлена также прокладка межгосударственных маршрутов - теперь маршруты прокладываются через все пограничные пункты. Иногда я сверялся также с GoogleEarth и OziExplorer с отсканированными топографическими картами. Карты автодорог России для iGo нужного нам района теперь довольно подробны и достаточно точны. К сожалению, украинская карта, хоть и подробна, но страдает досадными неточностями. Неточности тем больше, чем ниже статус дороги. Особенно плохо прорисованы внутренние проезды через небольшие населенные пункты, также страдает привязка карты в целом, иногда некорректно подсчитываются расстояния. Ехать по ней можно, отключив привязку к дороге, и переключившись в режим 2D в крупном масштабе - тогда все-таки можно понять нужное направление.

Традиционный путь

Традиционный путь пролегает по трассам М2 Москва-Симферополь и Харьков-Ростов. В целом Симферопольскую дорогу нельзя назвать плохой. Она не слишком сильно загружена по сравнению с другими федеральными трассами, хотя все же машин немало. От Москвы до Тулы дорога четырехполосная и без населенки, хотя качество покрытия не идеальное. Хуже обстоит дело в Тульской, Орловской и особенно Курской областях – загрузка дороги заметная, но довольно много населенки, дорога двухполосная, часто обгон запрещен, и на этих участках часто встречаются "доброжелатели". Основные города, как то Тула, Мценск, Орел, Кромы, Курск, теперь еще Обоянь, Белгород, Харьков проходятся по объездным. В то же время немало небольших городов, поселков и сел. Качество покрытия в целом скорее хорошее или приличное, чем плохое. Было похуже в Курской области, но в последние годы исправляется. В Белгородской области дорога заметно лучше – в основном четыре полосы (кроме пустой белгородской объездной), отличное покрытие, указатели, разметка, но в то же время заметная населенка. На украинской стороне в целом неплохо. Качество похуже, чем в Белгородской области, но немало многополосных участков, не очень напряженное движение и не слишком большая населенка. В худшую сторону, правда, выделяется харьковская объездная, особенно по качеству покрытия.

И все же главная проблема на этом пути – пересечение границы. Хотя между Харьковом и Белгородом построили довольно большой пропускной пункт Нехотеевка/Гоптивка, пересечение границы в сезон, когда люди массово едут в Крым, может занять много часов. У меня достигало четырех часов, другие торчали и по десять, и больше. В общем, сплошная нервотрепка.

В целом, маршрут этот можно рекомендовать, если вы не очень опытны в ориентировании. Не в пик курортного сезона он вполне подходит и для регулярной езды. Недостатки по пересечению границы гораздо более заметны при движении из Москвы, тогда как в обратном направлении (из Донбасса) вы, скорее всего, не попадете в компанию с теми, кто едет из Крыма (им дальше ехать).

Итак, главная задача – найти более спокойное место перехода границы, не потеряв достоинств основного маршрута – краткости и простоты.

Наиболее очевидное место альтернативного пересечения границы – Шебекино/Волчанск. Дорога удлиняется ненамного, километров на тридцать. Выход на Харьковскую объездную с нужной стороны, но можно также поискать выход на трассу Харьков-Ростов южнее Чугуева. Недостатки – нужно дополнительно пересекать Белгород (с довольно интенсивным движением), Шебекино и Волчанск. Кроме того, в сезон, говорят, и на этом пункте народу довольно много.

Есть также пропускной пункт в районе Грайворона. Говорят, народу там всегда мало. Дорога удлиняется на 80 км, если ехать в Крым, к тому же она не очень хорошего качества. Для поездки в Донбасс она не очень подходит еще и потому, что находится к западу от Белгорода и Харькова. Нужно пересекать Харьков, через город или по объездной. В результате дорога удлиняется более чем на 100 км.

Через Воронеж и Новобелую

Так как нужные пограничные переходы находятся к востоку от Симферопольской трассы, взоры обратились к трассе М4 "Дон".  Вообще, наш конечный пункт, находится строго на юге от Москвы. Симферопольская трасса отклоняется на запад, а Ростовская в точности на такое же расстояние на восток. Сеть дорог на юге довольно разветвленная, и есть несколько вариантов. Однако от Москвы до Курска или соответственно до Воронежа (около 500 км) найти альтернативные варианты нелегко.

Итак, от Москвы до Воронежа едем по самой трассе "Дон". По сравнению с Симферопольской трассой у нее есть как достоинства, так и недостатки. У этой трассы лучше качество покрытия, длинные многорядные участки, гораздо меньше населенки (после Тулы разница действительно очень велика). Из 500 с небольшим километров около 350 км – четыре ряда, и на этих участках проблем практически нет. Однако эта дорога существенно больше загружена. От Богородицка до Ельца трасса, за некоторым исключением, двухрядная. Из-за большой загруженности обгоны многочисленны и часто бессмысленны. Здесь же трасса активно строится. В будущем это обеспечит выигрыш, но сейчас некоторые участки (в теплое время года) перекрываются с поочередным движением в ту или другую сторону, что дополнительно создает серьезные заторы. Итак, на рассматриваемом участке трасса явно лучше, чем М2, но впечатление портит 150-километровый перегруженный двухрядный отрезок.

Далее Воронеж обходится по объездной с востока и еще около 70 км до поворота на Лиски. После него дорога везде двухрядная, но это не создает никаких проблем из-за пренебрежимо малой загрузки и разумного расположения участков для обгона. В Лисках дорога фактически является объездной, хотя по карте это не совсем понятно, городского ограничения скорости нет. От Лисок до трассы Воронеж-Россошь дорога пустая, хотя есть участок неважного качества – вроде и не ухабы, но дорога вся в крупных волнах. Потом идет незагруженная и очень красивая трасса до Россоши – населенки нет, качество приличное. Сама Россошь проходится по краю. Здесь стоит пополнить запасы бензина и газа, так как далее до границы с этим проблемы. После поворота на Новобелую дорога сужается, но качество приемлемое, на последних километрах несколько увеличивается населенность. На пограничном пункте Новобелая/Новобелая очереди нет, но работники несколько более придирчивы, чем на больших пунктах. Возможно, придется заполнить таможенную декларацию, которую на больших переходах игнорируют, но это мелочь.

С украинской стороны дорога по ширине сначала напоминает проезд где-то во дворе, хотя качество покрытия неплохое, и машин совсем мало. И дальше не хуже, но главный недостаток состоит в том, что на протяжении около 80 км до Старобельска практически идет один сплошной населенный пункт с кривой, иногда путанной дорогой. Еще один сильно населенный участок в районе Рубежного и Кременной. В Старобельске, Рубежном и Кременной, а также в Кировске и Торском довольно запутана организация движения и не всегда внятно стоят указатели. Здесь мы несколько раз теряли направление, и я даже не могу сейчас дать точные рекомендации относительно проезда. Украинская карта iGo не очень помогает, так как не всегда отражает реальные пути.

В целом маршрут можно рекомендовать в пик сезона. В спокойное время он, скорее всего, не даст преимуществ по времени перед традиционным, но даст вам возможность немного прокатиться по новым местам. Меловые горы от Россоши до Старобельска очень красивы. Возможно, для поездки в Луганск этот маршрут подходит лучше других, а в Донецк – надо провести дополнительное исследование.

Через Воронеж и Валуйки

До Воронежа этот маршрут совпадает с предыдущим. Прокладывая его, я пытался устранить недостатки предыдущего, главным из которых является запутанность и высокая населенность с украинской стороны.

В этот раз Воронеж проходится по краю города с запада, ориентируйтесь по указателям на Курск. Возможно, раньше эту довольно узкую дорогу частично и с некоторой натяжкой можно было бы назвать объездной. Теперь же вдоль нее новостройки и торговые заведения. О трассовой скорости можно и не думать, а в средней части, от улицы Лизюкова до большого овального кольца на проспекте Патриотов (здесь практически единственный маневр) движение со светофорами весьма медленное и напряженное. Качество дороги и обочин тоже не очень, местные водители лезут напролом. В целом, проехать можно, запутаться тоже сложно, но я в следующий раз все же объеду город по нормальной дороге с востока.

Пожалуй, наиболее приемлемые варианты объезда Воронежа такие. Едем по основной объездной с востока. В конце не поворачиваем на основную трассу М4 на Ростов, а продолжаем ехать прямо. Мы задеваем самый краешек Воронежа, но здесь одна промышленность, нет жилья и торговли, да и направление не магистральное – много машин быть не должно. Через 5 км попадаем на перекресток с круговым движением, делаем общий поворот налево в направлении на Нововоронеж. Дорога проходит пригородные поселки, и через 23  км поворот направо. После путепровода следует ехать прямо, а не налево (в Нововоронеж). Переезжаем через Дон и попадаем на Острогожскую трассу. Путь удлиняется всего на 6 км.

Другой вариант - повернуть налево и на основную трассу, а в Новой Усмани повернуть направо и через 13 км налево. Затем с десяток километров, как описано в предыдущем варианте. Так совсем минуем Воронеж, но дополнительно проедем пару сел, и путь удлиняется на 10 км, но это расстояние можно проехать быстрее, чем будет потрачено только на одном светофоре в городе.

Далее выезжаем на Курскую трассу, но через несколько километров после моста через Дон сворачиваем на Острогожск.

Здесь наслаждаемся хорошей ненаселенной дорогой с малой загрузкой и красивыми видами. В Острогожске в центре поворачиваем направо по указателю на Алексеевку. Эта дорога еще меньше загружена и, несмотря на границу областей, очень хорошего качества, населенность невелика.

Алексеевка – довольно запутанный город, а движение в нем сравнительно оживленное и неспешное. Есть гаишники, а также местное ноу-хау в виде плохо заметных "лежачих полицейских" в форме ям, а не бугров. Спустившись с горы, едем прямо (хотя дорога петляет с общим уклоном направо), минуя центр, до перекрестка с круговым движением, на нем в результате поворот на 90 градусов налево. После путепровода резкий поворот направо, дорога идет сначала вдоль железной дороги, но скоро отклоняется влево и выходит из города в сторону Валуек. Вероятно, Алексеевку можно как-то объехать с северо-запада, но этот вопрос требует дополнительного  исследования.

Далее снова отличная, пустая, малонаселенная дорога до Валуек. Есть пара перекрестков, где нужно сориентироваться, чтобы по ошибке не уйти на Белгород, надо держаться левее.

Перед Валуйками после большой электрической подстанции поворот направо и через 800 метров на краю города – налево на Уразово. В целом отсюда километров десять почти сплошная населенка, но езда нормальная, дорога очевидная. В Уразово после центра поселка с церковью и самолетом едем по главной, которая поворачивает налево *второй перекресток). Следующий поворот главной направо игнорируем и едем прямо на второстепенную дорогу. Пройдя два железнодорожных переезда, попадаем на пустынную дорогу в сторону пограничного перехода. Если же поехать по главной, попадем на другой переход в сторону Купянска (путь там чуть короче, но несколько хуже дорога и больше населенка).

Переход Валуйки/Демино-Александровка загружен чуть больше, чем Новобелая, но вряд ли вы увидите больше 3-4 машин. Не повезет только, если перед вами будет автобус – они вообще ездят здесь нередко. Пограничники и таможенники с той и другой стороны доброжелательны, но работают несколько медленно (но все же это не толпы между Харьковом и Белгородом). Интересно, что российский и украинский пункты здесь разделят путь в 6 км. В целом особых проблем и лишних формальностей не было.

Далее до основных городов Донбасса дорога будет незагруженная и в основном хорошего качества. От границы до Троицкого качество чуть похуже – часто мелкие поперечные волны и дорога узкая. Лантратовка и Троицкое (вместе) – довольно длинные села. В Троицком поворот направо (или скорее прямо) через железнодорожный переезд. Далее до Сватово дорога хорошая, в селах ехать по главной и указателям на Сватово, Луганск. В Сватово в центре города не очень заметный острый поворот направо в сторону трассы Купянск–Кременная (скорее всего, есть указатель, но я ориентировался по точке). Через несколько километров налево на Кременную. В самой Кременной дорога похуже, особенно во второй половине,и есть некоторые невнятности. Держаться надо указателей на Красный Лиман (а лучше, по моим точкам). Проехав довольно большой кусок сворачиваем направо по указателю в центр и на Красный лиман, переезжаем речку. Проехав перекресток с бульваром и памятником шахтерам, поворачиваем на следующем перекрестке направо, на следующем перекрестке – налево. По пути до Красного Лимана довольно запутанные села Торское и Кировск. Надо строго держаться главной дороги и указателей (знаки есть), несмотря на довольно замысловатые повороты. Красный Лиман проходится по краю – два левых поворота. Далее выезжаем к Славянску на трассу Харьков-Ростов...

Несмотря на довольно замысловатое описание, сама дорога совсем не утомительна. Несколько большая сложность маршрута с российской стороны (по сравнению с предыдущим) компенсируется лучшим качеством дороги в целом, несколько меньшим расстоянием и меньшей населенностью и запутанностью с украинской стороны.

В целом маршрут подходит для регулярной езды, особенно рекомендуется в пиковые периоды.

Если сравнивать с традиционным маршрутом, то по пересечению границы выигрыш несомненный. По расстоянию небольшой проигрыш. По населенке – выигрыш в первой половине и приблизительно то же самое – во второй. По загруженности дороги – проигрыш в первой половине (но большие четырехполосные участки) и заметный выигрыш во второй. По качеству дороги, пожалуй, даже выигрыш. На этом маршруте неплохо работает GPS-навигация, даже по территории Украины. Без предварительной подготовки можно немного запутаться только в Кременной. Также на этом пути встретится меньше всяких "доброжелателей", чем на традиционном.

Через Ливны, Старый Оскол, Валуйки (Муравский шлях)

Проект этого маршрута можно посмотреть в старом описании. Здесь же приведены уже впечатления и варианты прохождения.

Задуматься об этом маршруте заставила тяга к приключениям и то, что трасса М4 сильно загружена и активно строится. Здесь могут быть пробки. В особенности все это усугубляется летом. До Воронежа самый проблемный участок от Богородицка и в особенности от Ефремова до Ельца (плюс еще чуть-чуть). Не радует также Воронеж - проблемы могут быть как в самом городе, так и на объездной.

Итак, сначала нужно добраться до Ефремова. Есть два варианта, расстояние практически одинаковое. Первый вариант – ехать по М2 и после Тулы повернуть на Ефремов. Немного не доезжая до Ефремова, нужно повернуть направо на Орел (пресловутая трасса Р120). Второй вариант – трасса М4. Не доезжая до Ефремова, возле химзавода нужно повернуть направо и сразу налево, затем, минуя окраину Ефремова повернуть направо на Тулу и через несколько километров повернуть налево на Орел. В этом варианте заметно меньше населенка, многополосная дорога (двухполосной всего лишь 40 км), но все же есть некоторый риск угодить в пробку между Богородицком и Ефремовым. В случае пробки можно свернуть на трассу Тула-Ефремов раньше, может быть даже вернувшись немного назад, - есть еще пара мест, где можно свернуть. Качество дорог после съезда с федеральных трасс приемлемое.

Дальше дорога является знаменитым Муравским шляхом. Первые 18 километров до границы с Орловской областью качество дороги ужасное, особенно последние 10 км. Разбитый асфальт перемежается с еще более разбитыми участками неизвестно чего. Тем не менее, проехать можно – и это действительно самый неприятный участок маршрута, потом ничего такого не будет.

Чтобы не ехать по разбитому участку, можно доехать по М4 до Ельца и далее через Тербуны до Волово, но в этом случае придется проехать по самому неприятному участку М4.

В Орловской области перед Старогольским дорога резко улучшается, можно ехать быстро, но внимания требуют повороты дороги. Зато нет населенки, машин встречается пять в час. У села Судбищи находится место крупной битвы с крымским ханом, стоит памятный знак. На перекрестке с круговым движением ехать на Красную Зарю прямо. После него населенка чуть увеличивается. В Красной Заре после ж.д.-станции направо через переезд на Ливны по главной дороге. Далее пересекаем Ливны в направлении моста через р. Сосну (ориентируйтесь по первому треку). Город небольшой и довольно приятный. Дорога от Ливен до Волово по качеству похуже, но населенки и машин мало. После моста через р. Кшень поворот направо. На Т-образном перекрестке перед Волово тоже направо. В Волово после центра поселка упираемся в T-образный перекресток, налево указатель на Липецк, но мы поворачиваем без указателей направо. Через сто метров видим указатели налево на Курск и Кшень.

Дорога от Волово до Кшенского (Кшени) не обозначена на карте. Качество в Липецкой области нормальное, в Курской – просто отличное. По этой дороге запрещено движение большегрузного транспорта. После Кшенского (который в основном остается в стороне) едем по хорошей пустой дороге до трассы Курск-Воронеж и поворачиваем налево, на Воронеж. Дорога приличная, загрузка чуть больше. Не доезжая до Горшечного, поворот направо, на Белгород, затем снова направо. Здесь, от границы с Белгородской областью, загрузка дороги увеличивается, но до разумных пределов. У поста ДПС сворачиваем налево и попадаем в Старый Оскол. Это самый большой город на нашем пути, но пересечь его нетрудно - едем прямо по широкому проспекту. За городом проспект переходит в "автобан", правда с жестковатым и местами подразбитым покрытием. После металлургического комбината на первом кольце проезжаем прямо, потом поворот направо, на втором кольце тоже прямо. Здесь дорога несколько подразбита карьерными самосвалами, но скоро она улучшается после моста через железную дорогу.

Далее едем прямо и приезжаем в Валуйки. Населенка в целом умеренная. Довольно длинный поселок – Чернянка, но дорога всё время прямо. В конце Чернянки в лесу ловят за превышение скорости. В Новом Осколе объездная, но на ней ограничение в 60, будьте внимательны. В Волоконовке хорошая объездная. Остальные населенные пункты несущественны.

В Валуйках нужно проехать через центр на Уразово (трек 1). Дорога слегка запутанная, местами разбитая, немало машин, железнодорожный переезд. Лучший вариант – объехать город и пригородные поселки с юго-запада (трек 2) через Борки. Возможно, эта дорога не подойдет для больших грузовиков, так как надо пересекать деревянный мост (качество хорошее). Расстояние такое же, качество покрытия лучше, сама дорога очень красивая. Попадаем в Уразово, поворачиваем направо.

Из Уразово можно поехать в Демино-Александровку - этот маршрут описан выше. Главная дорога идет в Логачевку/Пески. Очень спокойный пункт перехода границы - на все формальности с обеих сторон ушло минут двадцать. Затем несколько вариантов проезда до Купянска. На картах обозначены какие-то изгибы и грунтовки. На самом деле изгибы в Песках спрямлены, грунтовок нигде нету. Можно несколько заблукать на поворотах в селах. Кратчайший путь - по треку 2. Дорога в целом хорошая и пустая, есть разбитый участок в Ольшаной. После Купянска можно ехать на Сватово и Боровую. Трек 2 обозначает дорогу по левому берегу Оскола. Это кратчайший путь, но первые 20-30 км сплошная населенка, хотя дорога хорошая и очевидная. Возможно, стоит удлинить путь на 5 км через правый берег. От Боровой до Кр.Лимана дорога не так населена, но есть весьма разбитый кусок, около километра, в Радьковских Песках. Красный Лиман логично объехать через Силикатку, после чего выезжаем к Славянску.

Этот маршрут самый ненаселенный и незагруженный, и гарантированно избавит вас от пробок на дорогах, да и вообще от машин, и больших очередей на границе. Заметный недостаток только один - сильно разбитый участок в Тульской области.

Подсчет расстояний

Основной маршрут Люберцы-Краматорск
через Тулу, Орел, Курск, Белгород, Харьков
932 км
Через Шебекино/Волчанск +31 км
Через Грайворон + более 100 км
   
Через Воронеж, Лиски, Россошь,
Новобелую, Старобельск, Рубежное,
Кременную, Кр.Лиман
1002 км
   
Через Воронеж, Острогожск, Алексеевку,
Валуйки, Сватово, Кременную, Кр.Лиман
975 км
   
Через Ефремов, Кр.Зарю, Ливны, Ст.Оскол, Валуйки, Купянск, Боровую, Кр.Лиман 950 км

Путевые точки и треки

Путевые точки для ориентирования даны в форматах GoogleEarth (kml), OziExplorer (wpt) и iGo8.3 (upoi). Треки даны в формате GoogleEarth (gpx). Для преобразования в другие форматы рекомендую www.gpsbabel.com.

Загрузить точки для ориентирования от Воронежа через Валуйки до Кр.Лимана. От Валуек теперь можно ориентировать по трекам.

Треки Муравского шляха:

Трек 1: Люберцы - МКАД - М4 - Ефремов (объезд через химзавод) - Красная Заря - Ливны - Волово - Кшенский - Горшечное - Ст.Оскол - Валуйки - Уразово/Демино-Александровка - Сватово - Кременная - Кр.Лиман - Краматорск.

Трек 2: Краматорск-Кр.Лиман (объезд через Силикатку) - Боровая - Купянск (левый берег) - Пески/Логачевка - Уразово - Борки (объезд Валуек) - далее по треку 1. На объезде Валуек отражены мои блуждания, поскольку топографическая карта Белгородской области оказалась неточной. В Ливнах крюк с заездом на АГЗС. Обратите внимание, что этот трек записан в обратном направлении (к Москве).

Газовые заправки

На всех маршрутах достаточное количество пропан-бутановых заправок. На трассе М2 они в основном расположены на объездных областных городов, здесь же имеются АГНКС. На М4 с АГНКС проблема, но пропан-бутановые заправки распределены довольно равномерно. На трассе Харьков-Ростов огромное количество газовых заправок. Вдали от крупных трасс есть заправки в Лисках, Острогожске, Валуйках, Кременной. На четвертом маршруте заправки есть в Ефремове, Ливнах, Волово, Горшечном и несколько от Старого Оскола до границы с Украиной. В пределах Украины множество заправок на трассе Харьков-Ростов, есть заправки в Троицком, возле Купянска, в Кременной, в Боровой и Красном Лимане. Самый дешевый газ в Тульской области, самый дорогой - в Белгородской области и в Москве.

Перейти на страницу газовых заправок

19 января 2009 г.

обновлено 27 января и 14 апреля 2009 г.

На главную страницу

Хостинг от uCoz